й Филюшкин А.И., 2007

Санкт-Петербургский государственный университет

http://www.history.pu.ru/struct/cathed/sclaven/prof/fil.htm

 

Программа курса лНовое в исторической науке в ХХ в.╗

 

1.     Лекция. Историческая наука в ХХ в.

2.     Лекция. лНовая историческая наука╗. Историческая антропология. Микроистория. История повседневности.

3.     Семинар. Классики лНовой исторической науки╗. Марк Блок.

4.     Семинар. Классики исторической антропологии. Ж. Ле Гофф.

5.     Семинар. Микроистория. Карло Гинзбург.

6.     Семинар. Классика исторической антропологии. Фернан Бродель.

7.     Лекция. Постмодернистский вызов и лингвистический поворот.

8.     Семинар. Теория тропов Хейдена Уайта.

9.     Лекция. Историческая герменевтика.

10. Семинар. Применение метода исторической герменевтики И.Н. Данилевским.

11. Лекция. Семиотика и история.

12. Лекция-семинар. Теория лмест исторической памяти╗ П. Нора.

13. Семинар. Теории наций и национализма в ХХ в. Бенедикт Андерсон, Ганс Кон.

14. Семинар. Как понять другого? На примере концепции Э. Саида.

15. Семинар. Изобретение Восточной Европы? На примере концепции Лари Вульфа.аааааа

16. Лекция. Просопография. Гендерные исследования. лНовая демографическая наука╗.

  Программа курса:

 

Программа курса лНовое в исторической науке в ХХ в.╗

 

Основные тенденции развития исторической науки в первой половине ХХ в. Основные политические, социальные, исторические и эпистемологические тенденции эпохи, влиявшие на развитие исторической науки. Позитивизм, его методологические предпосылки и крупнейшие представители теоретического обоснования данного подхода. Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобос. Социологический подход. Ф. Симиан. Логический позитивизм (К. Гемпель). Неокантианство (В. Виндельбанд и Г. Риккерт). лМетодология истории╗ А.С. Лаппо-Данилевского. Методология истории М. Вебера. лТеория и история историографии╗ Б. Кроче. лИдея истории╗ Р.Дж. Коллнгвуда. Причины и значение появления лШколы САнналовТ╗.

 

Основные тенденции развития исторической науки во второй половине ХХ в.

Основные политические, социальные, исторические и эпистемологические тенденции эпохи, влиявшие на развитие исторической науки. Клиометрический позитивизм (П. Шоню, Ф. Фюре). Развитие логического позитивизма К. Поппером. Интерпретация марксистской методологии истории аР. Ароном. Послевоенное развитие лШколы САнналовТ╗ и выделение из нее различных направлений. Влияние на методологию истории нарратологии и филологических наук. Развитие социальной и экономической истории. История культуры и методология истории. лНовая интеллектуальная история╗.

 

Цивилизационный подход к истории (О. Шпенглер и А. Тойнби). Основные методологические принципы цивилизационного подхода к истории. лЗакат Европы╗ О. Шпенглера. Понятие лморфологии мировой истории╗. Таблицы лсравнительной морфологии мировой истории╗. Исторические труды А. Тойнби. Схема истории цивилизаций по А. Тойнби. Генезис цивилизаций по А. Тойнби. Теория лвызова и ответа╗, лухода и возврата╗ Понятия лраскола цивилизаций╗ и луниверсальных государств╗.

 

История возникновения и основные принципы лНовой исторической науки╗.а М. Блок и Л. Февр. Журнал лАнналы╗. Что критиковали представители лновой исторической науки╗? Основные принципы лновой исторической науки╗. Понятия исторического синтеза, тотальной истории, темпоральной структуры, макроисторического и микроисторического подходов, полидисциплинарного подхода и междисциплинарного синтеза. Диалог культур. Ментальность.

 

лНовая историческая наука╗. Марк Блок. Представления М. Блока о месте истории в гуманитарной культуре. Особенности исторического наблюдения по М. Блоку. Типы исторических свидетельств. Отличие документальных и повествовательных источников. Оценка М. Блоком метода лскептического╗ отношения к источникам. Два вида обмана в источниках. М. Блок об исторической терминологии. Основные принципы критического метода М. Блока.

 

Историческая антропология. Основные направления развития в ХХ в. Основные методологические принципы исторической антропологии. Понятие инаковости и диалога культур. Понятие ментальности. Труды классиков исторической антропологии: Ф. Арьес, Р. Дарнтон, Ж. Дюби, Ф. Бродель, Д. Леви. Что такое лантропологическое измерение╗ истории? Понятие лплотного описания╗ К. Гирца. Влияние на историческую антропологию социальной антропологии (К. Леви-Стросс).

 

Историческая антропология. Ж. Ле Гофф. Оценки Ле Гоффом политической истории. Каковы новые подходы. Предлагаемые Ле Гоффом к изучению политической истории? Книга лЦивилизация средневекового Запада╗: Замысел, методологические принципы, преимущества и недостатки подхода. Как Ле Гофф предлагает изучать ментальность?

 

Историческая антропология. Ф. Бродель. Основные работы Ф. Броделя. Основные черты структуралистского метода Броделя. Что для Броделя является объектом изучения? Что понимается под лматериальной жизнью╗? Что понимается под лструктурами повседневности╗? Понятие лмира-экономики╗.

 

История частной жизни и пути развития данного научного направления. Возникновение истории частной жизни как особого направления. Наиболее известные труды по истории частной жизни. Основные методологические принципы данного научного направления. Демографическое поведение как объект исследования.

 

Основные принципы микроисторического подхода. Возникновение микроистории. Основные принципы микроисторического подхода. К. Гинзбург. Ж. Леви. Б. Хауперт и Ф. Шафер. Н.З. Девис. Преимущества и недостатки микроисторического подхода.

 

Микроистория. Карло Гинзбург. Как Гинзбург формулирует исследовательские проблемы, стоящие перед сторонниками микроисторического подхода? Как он предлагает их решать? Книга К. Гинзбурга лСыр и черви╗: содержание, методологические прицнипы, преимущества и недостатки.

 

Постмодернистский вызов и историческая наука. Что такое постмодернизм? Представление об истории как объяснительной системе, метарассказе. Основные принципы критики постмодернистами исторической науки. Х. Уайт. Трактовка постмодернистами истории как лоперации вербального вымысла╗. лЛингвистический поворот╗ (А. Данто). Развитие и переосмысление теории Х. Уайта в трудах Ф. Анкерсмита.

 

Причины переосмысления места и принципов исторического знания во второй половине ХХ в. Исторические причины. Политические причины. Эпистемологические причины. Понимание истории как особой лкультурной практики╗. Понятие постмодернизма (Ж. Лиотар). Когнитивная революция и ее влияние на гуманитарное знание. Развитие филологических наук и их влияние на гуманитарное знание.

 

Как ответила на постмодернистский вызов историческая наука? Приемы и методы отрицания постмодернизма сторонниками позитивистского подхода. Современное состояние исторического постмодернизма. лТретье направление╗ в критике исторического постмодернизма (Л. Стоун, Р. Шартье, Дж. Иггерс, Г. Спигел, П. Бурдье). Возможные пути критики постмодернисткого подхода к истории.

 

лПостмодернистский вызов╗. Хейден Уайт. лМетаистория╗ Х. Уайта. Понятие тропологии. Денотативная и коннотативнаяа сигнификация. Метафора, метонимия, синекдохаа и ирония. История и поэтика. Верификация. Как Уайт определяет принципы построения исторического повествования? Объяснение посредством построения сюжета. Роман, Трагедия, Комедия и Сатира. Объяснение посредством доказательства. Модусы Формизма, Органицизма, Механицизма и Контекстуализма Объяснение посредством идеологического подтекста. Тактики Анархизма, Консерватизма, Радикализма и Либерализма.

 

Историческая герменевтика: История возникновения. Что такое герменевтика? Понятия интерпретации и понимания. Герменевтика в античной и средневековой науке. Возникновение исторической герменевтики. Й.М. Кладениус. Г.Ф. Майер.

 

Историческая герменевтика. Фридрих Шлейермахер. Вильгельм Дильтей, Герменевтика как луниверсальное искусство понимания╗ Ф. Шлейермахера. Ученый и творческий акт автора произведения. Компаративный и дивинационный методы понимания. Герменевтика и психологическая интерпретация. Принцип конгениальности В. Дильтея.а

 

Историческая герменевтика. Мартин Хайдеггер. Ганс Гадамер, Поль Рикер, Понятие герменевтического круга у М. Хадеггера. лНабрасывание смысла╗, пред-понятия и проблема интерпретации. Понимание и интерпретация у Г. Гадамера и П. Рикера.

 

Применение метода исторической герменевтики И.Н. Данилевским.

Понятия центона и бриколажа. Метод устойчивых семантических ключей Р. Пиккио и центонно-парафразный метод И.Н. Данилевского. Генетическая критика источника и проблема интерпретации. Преимущества и недостатки метода.

 

Семиотика и история. Основные принципы семиотики. Понятие семиотики. Что и как изучает семиотика? Понятие знака. Означающие и означаемые знаки. Изобразительные знаки, индексы и диаграммы. Понятие сигнификации. Процесс семиозиса. Парадигматические и синтагматические отношения между знаками. Синхрония и Диахрония. Парадигматика и синтагматика.

 

Развитие семиотики в ХХ в. Классики семиотики: Ч. Пирс, Ф. Де Соссюр, Ч. Моррис, Р. Барт. Московский и Пражский лингвистический кружки. Выделение разных направлений в семиотике: линвистическая семиотика, ааааааааа семиотика в литературоведении, семиотика искусства, логическая семиотика, аааа психологическая семиотика, социальная семиотика, визуальная семиотика, семиотика истории.

 

Семиотика в России. Юрий Михайлович Лотман. Возникновение московско-тартуской семиотической школы. Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, Б.М. Гаспаров: основные труды и идеи. Концепция текста Ю.М. Лотмана. Понятие семиосферы. Теория поэтического слова М.М. Бахтина. лТруды по знаковым системам╗. Особенности культурно-семиотического подхода к истории.

 

Понятие исторической памяти и его развитие в трудах французских исследователей. Соотношение понятий истории и памяти. Проект лмест памяти╗: структура, принципы построения, достоинства и недостатки.

 

Теория лмест исторической памяти╗ П. Нора. Понятие лместа памяти╗. Примеры лмест памяти╗ из французского проекта. Возможность применения данной методики к русской истории.

 

Теории наций и национализма в ХХ в. Б. Андерсон. лВоображаемые сообщества╗ Б. Андерсона: структура и главные идеи книги. Почему Б. Андерсон определяет нации как лвоображаемые сообщества╗? Как он трактует происхождение национализма? Понятия символов и памяти нации. Инструментарий строительства наций по Б. Андресону.

 

Теории наций и национализма в ХХ в. Ганс Кон. Трактовка Г. Коном нации как листорического и политического концепта╗. Концепция происхождения национализма Г. Кона. Пути формирования наций по Г. Кону.

 

Эдвард Саид и его анализ лориентализма╗ как способа усвоения Западом чужой культуры. Понятие ориентализма.аааааааааа Приемы и методы, с помощью которых Запад идентифицирует Восток. Понятие имагинативной географии Ц на примере ориентализма. Методы, с помощью которых ориентализм открывал Восток Западу. Образ лБелого человека╗ как колониальный стиль отношения Запада к Востоку. Современное состояние ориентализма.

 

Модели прочтения одной культуры другой на примере исследования Лари Вульфа. Принципы лоткрытия╗ другого мира по Л. Вульфу. Культурные стереотипы и мифы, используемые при этом. Исторические стереотипы и мифы, используемые при этом. Понятие лментальной географии╗. Возможности преодоления культурных стереотипов в исторических сочинениях.

 

Просопография. Понятие просопографии. Школа изучения элит. Школа статистического изучения масс. Понятие социальной мобильности. Достоинства и недостатки просопографического метода.

 

Гендерные исследования. Понятие гендера. Джоан Скотт и ее статья: лГендер: полезная категория исторического анализа╗. Различия гендерного подхода и исторической феминологии. Методологические принципы гендерной истории. Гендерные исследования и визуальная культура. Гендерные исследования и история повседневности.

 

лНовая демографическая наука╗. Историческая демография. Возникновение лновой демографической истории╗. Метод лвосстановления истории семей╗ Л. Анри. Статистико-математические методы и компьютерные методики, применяемые в исторической демографии. Понятия режима воспроизводства населения и типа воспроизводства населения.

 

Вопросы к зачету и экзамену:

 

1.     Основные тенденции развития исторической науки в первой половине ХХ в.

2.     Основные тенденции развития исторической науки во второй половине ХХ в.

3.     Цивилизационный подход к истории (О. Шпенглер и А. Тойнби).

4.     История возникновения и основные принципы лНовой исторической науки╗. а

5.     лНовая историческая наука╗. Марк Блок.

6.     Историческая антропология. Основные направления развития в ХХ в.

7.     Историческая антропология. Ж. Ле Гофф.

8.     Историческая антропология. Ф. Бродель.

9.     История частной жизни и пути развития данного научного направления.

10. Основные принципы микроисторического подхода.

11. Микроистория. Карло Гинзбург.

12. Постмодернистский вызов и историческая наука.

13. Причины переосмысления места и принципов исторического знания во второй половине ХХ в.

14. Как ответила на постмодернистский вызов историческая наука?

15. лПостмодернистский вызов╗. Хейден Уайт.

16. аИсторическая герменевтика: История возникновения.

17. Историческая герменевтика. Вильгельм Дильтей, Фридрих Шлейермахер.

18. Историческая герменевтика. Ганс Гадамер, Поль Рикер, Мартин Хайдеггер.

19. Применение метода исторической герменевтики Игорем Николаевичем Данилевским.

20. Семиотика и история. Основные принципы семиотического подхода в исторической науке.

21. Развитие семиотики в ХХ в.

22. Семиотика в России. лМосковско-тартусская школа╗. Юрий Михайлович Лотман.

23. Понятие исторической памяти и его развитие в трудах французских исследователей.

24. Теория лмест исторической памяти╗ Пьер Нора.

25. Теории наций и национализма в ХХ в. Бенедикт Андерсон.

26. Теории наций и национализма в ХХ в. Ганс Кон.

27. Эдвард Саид и его анализ лориентализма╗ как способа усвоения Западом чужой культуры

28. Модели прочтения одной культуры другой на примере исследования Лари Вульфа

29. Просопография.

30. Гендерные исследования.

31. лНовая демографическая наука╗.

 

Структура курса, вопросы и задания:

 

1. Лекция. Историческая наука в ХХ в.

 

Вопросы:

 

1.    Основные тенденции развития исторической науки в ХХ в.

 

Литература:

 

1.     Гуревич А.Я. Историк конца XX века в поисках метода. // Одиссей. М. 1996

2.     Кнабе Г.С. Общественно-историческое познание второй половины ХХ века, его тупики и возможности их преодоления // Одиссей. 1993. М. 1994

3.     Копосов Н. Е. Как думают историки. М., 2002

4.     Кроче Б. Теория и история историографии. М., 1998

5.     Мучник В.М. Историческое сознание на пороге XXI века. От логоса к мифу // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 25. Томск. 1999

6.     Мучник В.М., Николаева И.Ю. От классики к постмодерну: о тенденциях развития современной западной исторической мысли // К новому пониманию человека в истории. Томск. 1994

7.     Румянцева М.Ф. Теория истории. Учебное пособие. М., 2002

8.     Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000

9.     Филюшкин А.И. Методологические инновации в современной российской науке (вместо предисловия) // Actio Nova 2000: Сборник научных статей. М., 2000. С.7-50

10.  Филюшкин А.И. Произошла ли методологическая революция в современной российской исторической науке? // Историческая наука и методология истории в России ХХ века: К 140-летию со дня рождения академика А.С. Лаппо-Данилевского. Санкт-Петербургские Чтения по теории, методологии и философии истории. СПб., 2003. Вып.I. С.59-68

11.  Филюшкин А.И. Смертельные судороги или родовые муки? Споры о конце исторической науки в начале ХХI в. //Россия ХХI. Ц 2002. - № 4. - С.64-99

12.  Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991

 

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ:

2.    Цивилизационный подход к истории. О. Шпенглер.а А. Тойнби.

 

См. сайты:

http://www.countries.ru/library/civilis/civw.htm

http://www.countries.ru/library/civilis/civterm.htm

http://www.countries.ru/library/civilis/civp.htm

http://www.countries.ru/library/civilis/civt.htm

Шпенглер О. Закат Европы. Ц любое издание.

См. текст на сайте: http://yanko.lib.ru/books/cultur/spengler=zakat-1=ann.htm

Тойнби А. Постижение истории Ц любое издание.

См. сайты:

http://m71.by.ru/history/toynbee/index.shtml?extract=1123337354

http://pryahi.indeep.ru/history/toinby_01.html

http://www.kulichki.com/moshkow/HISTORY/TOYNBEE/history.txt

http://lib.sarbc.ru/koi/HISTORY/TOYNBEE/history.txt

 

2. Лекция. лНовая историческая наука╗. Историческая антропология. Микроистория. История повседневности.

 

Вопросы:

 

1.    лНовая историческая наука╗.

2.    Историческая антропология.

3.    История частной жизни (история семьи, история повседневности)

4.     Микроистория

 

Литература:

 

1.     Алексеев В. П. Не возникнет ли путаница? // Вестник АН СССР. 1989. № 7. С. 78Ч79.

2.     Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999

3.     Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

4.     Бессмертный Ю. Л. Историческая антропология сегодня: французский опыт и российская историографическая ситуация // Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации: Тезисы докл. и сообщ. науч. конф. М., 1998. С. 32Ч34.

5.     Бессмертный Ю.Л. лАнналы╗: переломный этап ? // Одиссей. 1991. М., 1991.

6.     Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. М., 1998.

7.     Блок М. Феодальное общество. М., 2003.

8.     Бюргьер А. От серийной к комплексной истории: генезис исторической антропологии // Homo Historicus: К 80-летию со дня рождения Ю. Л. Бессмертного: В 2 кн. М., 2003. Кн. I. С. 191Ч219.

9.     Гинзбург К. Микроистория: две-три вещи, которые я о ней знаю // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. С. 207Ч236.

10.  Гинзбург К. Мифы Ч эмблемы Ч приметы: Морфология и история. Сборник статей. М., 2004.

11.  Гинзбург К. Образ шабаша ведьм и его истоки // Одиссей. Человек в истории. 1990. М., 1990. С. 132-146.

12.  Гинзбург К. Приметы: Уликовая парадигма и ее корни // Новое литературное обозрение. 1994. № 8. С. 32Ч61.

13.  Гинзбург К. Сыр и черви: Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. М., 2000.

14.  Гренди Э. Еще раз о микроистории // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. 1996. М., 1997. С. 291Ч302.

15.  Григорьев С. И. Историческая антропология Ч лна обломках самовластья╗ // Клио. Журнал для ученых. 2002. № 1 (16). С. 165Ч168.

16.  Гуревич А.Я. Апории современной исторической науки ЦЦ мнимые и подлинные // Одиссей: Человек в истории. 1997. М., 1998. С.233-250.

17.  Гуревич А. Я. Избиение кошек в Париже, или Некоторые проблемы символической антропологии // Труды по знаковым системам. Т. 25. Семиотика и история. Тарту, 1992. С. 23Ч34.

18.  Гуревич А. Я. Историческая антропология: проблемы социальной и культурной истории // Вестник АН СССР. 1989. № 7. С. 71Ч78.

19.  Гуревич А. Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии. 1988. № 1. С. 56Ч70.

20.  Гуревич А. Я. Исторический синтез и школа "Анналов" М., 1993

21.  Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа лАнналов╗. М., 1993.

22.  Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972; 2-е изд. Ч М., 1984.

23.  Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.

24.  Гуревич А. Я. Подводя итоги... // Одиссей. Человек в истории. 2000. М., 2000. С. 125Ч138.

25.  Гуревич А. Я. Проблема мепталыюстей в современной историографии // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. Вып. 1. М., 1989. С. 75Ч89.

26.  Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

27.  Гуревич А. Я. Смерть как проблема исторической антропологии: О новом направлении и арубежной историографии // Одиссей. Человек в истории. 1989. М., 1989. С. 114Ч135

28.  Гуревич А. Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. МД 1990.

29.  Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. М., 2002.

30.  Дингес М. Историческая антропология и социальная история: Через теорию лстилей жизни╗ к лкультурной истории повседневности╗ // Одиссей. Человек в истории. 2000. М., 2000. С. 96Ч124.

31.  Дэвис Н. 3. Возвращение Мартена Герра. М., 1990.

32.  Дэвис Н. 3. Дамы на обочине. Три женских портрета XVII века. М., 1999.

33.  Дюби Ж. Трехчастная модель, или представления средневекового общества о себе самом. М., 2000

34.  Дюби Ж. Европа в Средние века. Смоленск, 1994

35.  Идеология феодального общества в Западной Европе: проблемы культуры и социально-культурных представлений средневековья в современной зарубежной историографии. М., 1980.

36.  Историк в поиске. Микро- и макроподходы к изучению прошлого: Доклады и выступления на конференции 5Ч6 октября 1998. М., 1999.

37.  Историческая антропология. История ментальностей. М., 1998

38.  Историческая антропология: Концепция преподавания в РГГУ: Учебно-методическое пособие. М., 2001.

39.  Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации: Тезисы докл. и сообщ. научной конф. Москва, 4Ч6 февраля 1998 г. / Отв. ред. О. М. Медушевская. М., 1998.

40.  История в XXI веке: Историко-антропологический подход в преподавании и изучении истории человечества. (Материалы международной Интернет-конференции) / Под ред. В. В. Керова. М., 2001.

41.  История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

42.  К новому пониманию человека в истории: Очерки развития современной западной исторической мысли / Под ред. Б. Г. Могильиицкого. Томск, 1994.

43.  Ким С. Г. Историческая антропология в Германии: методологические искания и историографическая практика. Томск, 2002.

44.  Ким С. Г. Основные тенденции исторической антропологии в Германии 1960Ч80-х гг. // К новому пониманию человека в истории: Очерки развития современной западной исторической мысли. Томск, 1994. С. 130Ч190.

45.  Козлова Н. Н. Социально-историческая антропология: Учебник. М., 1998.

46.  Кром М. М. Антропологический подход к изучению русского средневековья (заметки о новом направлении в американской историографии) // Отечественная история. 1999. № 6. С. 90Ч106

47.  Кром М.М. Историческая антропология: Пособие к лекционному курсу. СПб., 2004. См. также сайт: http://www.countries.ru/library/antropology/krom/

48.  Культура и общество в средние века в зарубежных исследованиях. М., 1990.

49.  Культура и общество в средние века: методология и методика зарубежных исследований. М., 1982.

50.  Культура и общество в средние века: методология и методика зарубежных исследований. Вып. 2. М., 1987.

51.  Курьяпович А. В. История повседневности: особенности подхода, цели и методы // История в XXI веке: Историко-антропологический подход в преподавании и изучении истории человечества. (Материалы международной Интернет-конференции). М., 2001. С. 35Ч44.

52.  Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада. Екатеринбург, 2000.

53.  Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М., 2001.

54.  Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

55.  Ле Гофф Ж. Является ли все же политическая история становым хребтом истории? // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1994. Т. II. Вып. 4. С. 177Ч192. Тот же текст см. в кн.: Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М., 2001. С. 403Ч424.

56.  Ле Руа Лидюри Э. Моитайю, окситаиская деревня (1294Ч1324). Екатеринбург, 2001.

57.  Леви Дж. Биография и история // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. С. 191Ч206.

58.  Леви Дж. К вопросу о микроистории // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. С. 167Ч190.

59.  Людтке А. лИстория повседневности╗ в Германии после 1989 года // Казус: индивидуальное и уникальное в истории. 1999 (вып. 2). М., 1999. С. 117Ч126.

60.  Людтке А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии // Социальная история. Ежегодник, 1998/99. М., 1999. С. 77Ч100.

61.  Медик X. Микроистория // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1994. Т. П. Вып. 4. С. 193Ч202.

62.  Медик X. Народ с книгами. Домашние библиотеки и книжная культура в сельской местности в конце раннего Нового времени. Лайхинген (1748Ч1820) // Прошлое Ч крупным планом: Современные исследования по микроистории. СПб., 2003. С. 181Ч222.

63.  Оболенская С. В. Некто Йозеф Шефер, солдат гитлеровского вермахта. Индивидуальная биография как опыт исследования листории повседневности╗ // Одиссей. Человек в истории. 1996. М., 1996. С. 128Ч147.

64.  Оболенских С. В. лИстория повседневности╗ в современной историографии ФРГ // Одиссей. Человек в истории. 1990. М., 1990. С. 182Ч198.

65.  Общественные науки за рубежом. Реферативный журнал. Сер. 5. История. 1973Ч 1992.

66.  Прошлое Ч крупным планом: Современные исследования по микроистории / Под общей ред. М. Крома, Т. Зоколла, Ю. Шлюмбома. СПб., 2003.

67.  Ревель Ж. История ментальностей: Опыт обзора // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы лАнналов╗. М., 1993. С. 51Ч58.

68.  Ревель Ж. Микроанализ и конструирование социального // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. С. 236Ч261. (Краткий вариант той же работы опубликован в сб.: Одиссей. Человек в истории. 1996. М., 1996. С. 110Ч127).

69.  Репина Л. П. Смена познавательных ориентации и метаморфозы социальной истории. [Ч. 1] // Социальная история. Ежегодник, 1997. М., 1998. С. 11Ч52; Ч. 2 // Там же. 1998/99. М., 1999. С. 7Ч38.

70.  Репина Л. П. Социальная история и историческая антропология: новейшие тенденции в современной британской и американской медиевистике // Одиссей. Человек в истории. 1990. М., 1990. С. 167Ч181.

71.  Сидорова Л. А. Проблемы исторической антропологии // Отечественная история. 2000. Х░ 6. С. 206Ч207.

72.  Согрин В. В., Зверева Г. И., Репина Л. П. Современная историография Великобритании. М., 1991.

73.  Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы Анналов. М. 1993

74.  Февр Л.а Бои за историю. М., 1991. См. сайт: http://abuss.narod.ru/Biblio/febvre1.htm

75.  Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени / Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М., 1996.

76.  Человек в мире чувств. Очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала нового времени / Отв. ред. Ю. Л. Бессмертный. М., 2000.

77.  Шартъе Р. Новая культурная история // Homo Historicus: К 80-летию со дня рождения Ю. Л. Бессмертного: В 2 кн. М., 2003. Кн. 1. С. 271Ч284.

78.  Юрганов А. Л. Источниковедение культуры в контексте развития исторической науки // Россия XXI. 2003. Ха 3. С. 56Ч99; № 4. С. 64Ч85.

 

См. сайты:

http://www.worldhist.ru/qual/ref/Mamontova.rtf

http://www.hse.ru/science/igiti/thesis4/4_3_3Medick.pdf

 

3. Семинар. Классика лновой исторической науки╗. Марк Блок.

 

Страницы в задании даны по изданию: Блок М. Апология истории. М., 1986

См. сайты:

http://www.humanities.edu.ru/db/msg/50898

http://hedir.openu.ac.il/kurs/christ/bloch2.html

http://lib.ru/FILOSOF/BLOK_M/apologia.txt

http://www.holmogorov.rossia.org/libr/bloch/

 

аВопросы:

 

1.     Каково место истории в человеческой культуре? (Введение. С.6-10).

2.     Почему Марк Блок называет историю лнаукой, переживающей детствоЕ состарившейся, прозябающей в эмбриональной форме повествования╗? (Введение. С.11-14).

3.     В чем особенности исторического наблюдения? (Гл.2. з 1. С.30-36)

4.     Какие типы исторических свидетельств выделяет Марк Блок? (Гл.2. з 2. С.36-38).

5.     Почему для историка более соблазнительно обращаться к повествовательным источникам, чем к документальным? (Гл. 2. з 2. С.37).

6.     В чем плюсы и минусы скептического отношения к источникам? (Гл.3. з 1. С.47-53).

7.     Какие два вида обмана в источниках и историографии различает Марк Блок? (Гл.3. з 2. С.53-63).

8.     Раскройте причины и приведите примеры мифомании в истории (Гл.3. з 2. С.53-63).

9.     Опишите основные принципы критического метода, о котором рассказывает Марк Блок (Гл. 3. з 3. С.63-78).

10. В чем особенности исторической терминологии? (Гл.4. з 3. С.89-102).

 

4. Семинар. Классика исторической антропологии.

Жак Ле Гофф.

 

Страницы в задании даны по изданиям:

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

Ле Гофф Ж. Является ли политическая история по-прежнему становым хребтом истории? // Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М., 2001. С.403-424.

 

Вопросы:

 

1.     В чем, по Ле Гоффу, отличие политической истории от лновой исторической науки╗? (Ле Гофф Ж. Является ли политическая историяЕ С.403-408, 411-412, 416) .

2.     Какие новые подходы предлагаются к изучению политической истории? (Ле Гофф Ж. Является ли политическая историяЕ С.408-411, 413-417).

3.     Какие стороны истории средневековья Ле Гофф раскрывает с помощью анализа пространственных и временных структур? (Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Глава VI. С.124-130).

4.     Как Ле Гофф раскрывает место христианства в формировании картины мира средневекового человека? (Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Глава VIII. С.142-166, 170-171).

5.     Как Ле Гофф раскрывает сущность социальных отношений в средневековом мире? (Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Глава VI. С.239-244).

6.     Как Ле Гофф определяет соотношение индивида и коллектива в средневековом обществе? (Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Глава VIII. С.260-270).

  1. Как Ле Гофф определяет ментальность общества и пути ее изучения? (Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Глава IХ. С.302-325, 330-337)

 

5. Семинар. Классика микроистории. Карло Гинзбург.

 

Страницы в задании даны по изданиям:

 

1.     Гинзбург К. Вместо заключения: Микроистория: две-три вещи, которые я о ней знаю // Гинзбург К. Мифы Ц эмблемы Ц приметы. М., 2004. С.287-320.

2.     Гинзбург К. Сыр и черви: картина мира одного мельника, жившего в ХVII в. М., 2000.

3.     Шлюмбом О., Кром М., Зокоял Т. Микроистория: большие вопросы в малом масштабе // Прошлое Ч крупным планом: Современные исследования по микроистории. СПб., 2003. С. 7Ч26.

 

Вопросы:

 

  1. Каково происхождение термина лмикроистория╗? (Гинзбург К. Вместо заключения: Микроистория: две-три вещи, которые я о ней знаюЕ С.287-296; Шлюмбом О., Кром М., Зокоял Т. Микроистория: Большие вопросы в малом масштабе. С.9-14).
  2. Каковы основные принципы микроисторического подхода? (Гинзбург К. Вместо заключения: Микроистория: две-три вещи, которые я о ней знаюЕ С.302-310; Гинзбург К. Сыр и червиЕ С.31-49; Шлюмбом О., Кром М., Зокоял Т. Микроистория: Большие вопросы в малом масштабе. С.14-21).
  3. Какие исследовательские проблемы встают перед ученым, занимающимся микроисторическим исследованием? (Гинзбург К. Сыр и червиЕ С.33-36, 39-49)
  4. Как в работе Карло Гинзбурга решаются эти исследовательские проблемы? (Гинзбург К. Сыр и червиЕ С.78-103, 117-121, 127-128, 143-146)

 

6. Семинар.а Классика исторической антропологии.

Фернан Бродель.

 

Литература основная:

 

Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1993.

Этот текст см. на сайте:

http://history.tuad.nsk.ru/Author/Engl/B/BraudelF/dinkap/index.html

 

аБродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. [В 3 т.].

ааа Т. 1: Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1986.

аааа Т. 2: Игры обмена. М., 1988.

аааа Т. 3: Время мира. М., 1992.

аа

Литература дополнительная:

 

Бродель Ф. Что такое Франция?

ааа [Кн. 1]: Пространство и история. М., 1994.

ааа [Кн. 2]: Люди и вещи. М., 1997.

Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II: [В 3 ч.].

ааа Ч. 1: Роль среды. М., 2002.

ааа Ч. 2: Коллективные судьбы и универсальные сдвиги. М., 2003.

 

Сайты:

http://abuss.narod.ru/Biblio/braudel.htm

http://history.tuad.nsk.ru/Author/Engl/B/BraudelF/france/

http://history.tuad.nsk.ru/Author/Engl/B/BraudelF/

 

Вопросы и задания:

 

  1. Что является объектом исследования Броделя? (Бродель Ф. Динамика капитализма. Лекция 1: Переосмысливая материальную и экономическую жизнь)
  2. Что Броделем понимается под лматериальной жизнью╗, лструктурами повседневности╗? (Бродель Ф. Динамика капитализма. Лекция 1: Переосмысливая материальную и экономическую жизнь)
  3. По трехтомнику Бродель Ф. Материальная цивилизацияЕа составьте письменный анализ содержания книги. Охарактеризуйте метод автора что находится в центре его внимания. Как он характеризует явления повседневности? Какая картина мира создается на основе выделения данных структур Броделем?
  4. Что такое лмир-экономика╗ по Броделю? (Бродель Ф. Динамика капитализма. Лекция 3: Время мира; Бродель Ф. Материальная цивилизацияЕ Т.3. С.13-39).

 

ааааааа 7.Лекция. лПостмодернистский вызов╗,а ллингвистический поворот╗ и историческая наука.

 

Вопросы:

1.    Постмодернистский вызов и историческая наука.

2.    Причины переосмысления места и принципов исторического знания во второй половине ХХ в.

3.    Как ответила на постмодернистский вызов историческая наука?

 

Литература:

1. Анкерсмит Ф. История и тропология: Взлет и падение метафоры. М., 2003.

2. Анкерсмит Ф. Нарративная логика: Семантический анализ языка историков. М., 2003.

3. Бессмертный Ю.Л. Некоторые соображения об изучении феномена власти и о концепциях постмодернизма и микроистории // Одиссей: Человек в истории. 1995. М., 1995. С.5-19.

4. Гавришина О.В. Историческая наука в ситуации постмодерна: по материалам работы Ф.Р.Анкерсмита лЭффект реальности в трудах историков╗ // Культура и общество в средние века - раннее новое время. Методология и методики современных зарубежных и отечественных исследований. М. 1998.

5. Данто А.С. Аналитическая философия истории. М., 2002

6. Зверева Г.И. Реальность и исторический нарратив: проблемы саморефлексии новой интеллектуальной истории // Одиссей. 1996. М., 1996.

7. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М., 1998.

8. Иггерс Г. История между наукой и литературой: Размышления по поводу историографического подхода Хейдена Уайта // Одиссей: Человек в истории. 2001. М., 2001. С.140-154.

9. Кнабе Г.С. Общественно-историческое познание второй половины ХХ века, его тупики и возможности их преодоления // Одиссей. 1993. М., 1994. С.247-255.

10.            Копосов Н. Как думают историки? М., 2002. С.5-48, 285-308.

11.            Лиотар Ж. Состояние постмодерна. М., 1998.

12.            Репина Л.П. Вызов постмодернизма и перспективы новой культурной и интеллектуальной истории // Одиссей. 1996. М., 1996.

13.            Репина Л.П. лПостмодернистский вызов╗ и перспективы новой культурной и интеллектуальной истории // Репина Л.П. лНовая историческая наука╗ и социальная история. М., 1998. С.224-247.

14.            Спигел Г.М. К теории среднего плана: Историописание в век постмодернизма // Одиссей. 1995. М., 1995. С.211-220.

15.            Стрелков В.И. К онтологии исторического текста: Некоторые аспекты философии истории Ф.Р. Анкерсмита // Одиссей: Человек в истории. 2000. М., 2000. С.139-151.

16.            Уайт Х. Метаистория: историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург, 2001

17.            Уайт Х. Ответ Иггерсу // Одиссей: Человек в истории. 2001. М., 2001. С.155-161.

18.            Филюшкин А.И. лПостмодернистский вызов╗ и его влияние на современную теорию исторической науки // Топос. Философско-культурологический журнал. 2000. № 3. С.67-78

19.            Филюшкин А.И. Смертельные судороги или родовые муки? Споры о конце исторической науки в начале ХХI в. //Россия ХХI. Ц 2002. - № 4. - С.64-99

20.            Шартье Р. История и литература // Одиссей: Человек в истории. 2001. М., 2001. С.162-175.

21.           Шартье Р. История сегодня: Сомнения, вызовы, предложения // Одиссей. 1995. М., 1995. С.192-205.

 

8. Семинар. Теория тропов Хейдена Уайта.

 

Страницы в задании даны по изданию:

 

Уайт Х. Метаистория: историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург, 2001.

 

Вопросы:

  1. Что такое тропология? (Уайт Х. МетаисторияЕ С.7-8).
  2. Как Уайт объясняет соотношение реально случившегося прошлого и его изображения историками? (Уайт Х. МетаисторияЕ С.10-13).
  3. Как, по Уайту, строится историческое повествование? (Уайт Х. МетаисторияЕ С.18, 25-57, ср. С.512-513).

  а

9.а Лекция. Историческая герменевтика.

 

Вопросы:

 

1.    История возникновения герменевтики.

2.    Теория герменевтики: Шлейермахер, Дильтей, Гадамер, Рикер, Хайдеггер.

 

Литература:

 

1.     Августин Блаженный. Христианская наука, или основания Св. герменевтики и церковного красноречия. Киев, 1835

2.     Габитова Р.М. аУУниверсальнаяФ герменевтика Фридриха Шлейермахера // Герменевтика: история и современность. М., 1985.

3.     Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988

4.     Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменолг. Философию. СПб., 2004.

5.     Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. М., 2000.

6.     Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. Иерусалим, 2000.

7.     аДильтей В. Собрание сочинений: В 6 т. М., 2000. Т.1: Введение в науки о духе: Опыт полагания основ для изуч. о-ва и истории; М., 2004. Т. 3: Построение исторического мира в науках о духе; М., 2001. Т. 4: Герменевтика и теория литературы.

8.     аДильтей В. Сущность философии. М., 2001.

9.     Дройзен И.Г. Историка. СПб., 2004.

10.  аКамчатнов А.М. аЛингвистическая герменевтика. М., 1995.

11.  аКамчатнов А.М. История и герменевтика славянской Библии. М., 1998.

12.  аКузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.

13.  аРикер П. Время и рассказ. СПб., 1999.

14.  аРикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995.

15.  аРикер П. История и истина. СПб., 2002

16.  аРикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995.

17.  аРикер П. Память, история, забвение. М., 2004.

18.  аСавваитов П. Библейская герменевтика. СПб ., 1859.

19.  аХайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

20.  аХайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб., 2001.

21.  аШлейермахер Ф. Герменевтика. СПб., 2004.

22.  аШпет Г.Г. аГерменевтика и ее проблемы // Контекст. 1990. М., 1990. С.241-265

 

 

10. Семинар. Применение метода исторической герменевтики Игорем Николаевичем Данилевским.

 

 

Страницы в задании даны по изданию:

 

аДанилевский И.Н. Повесть временных лет: Герменевтические основы изучения летописных текстов. М., 2004.

 

Вопросы:

  1. В чем, по Данилевскому, заключаются проблемы понимания летописных текстов? (Данилевский И.Н. Повесть временных летЕ С.33-40).
  2. В чем особенности предлагаемой Данилевским герменевтической методики изучения текстов? (Данилевский И.Н. Повесть временных летЕ С.13-31, 40-42, 48-56, 63-75).
  3. Какова роль цитат и центонных фрагментов при герменевтическом изучении текста? (Данилевский И.Н. Повесть временных летЕ С.42-48, 56-63).

 

11. Лекция. Семиотика и история.

 

Вопросы:

1.    Основные принципы семиотики.

2.    Некоторые вехи развития семиотики в ХХ в.

3.    Семиотика в России. лМосковско-тартусская семиотическая школа╗. Юрий Михайлович Лотман.

 

Литература:

 

1.     Барулин А.Н. О структуре языкового знака // Знак. Сб. ст.а по лингвистике, семиотике и поэтике пам. А.Н. Журинского. М., 1994.

2.     Варзарян С.Р. От знака к образу. Ереван, 1973.

3.     Греймас А., Курте Ж. Семиотика. Объяснительный словарь теории языка // Семиотика. М., 1998. Т.2. С.510-577.

4.     аЕгоров Б.Ф. Жизнь и творчество Ю.М. Лотмана. М., 1999.

5.     аЗнак. Сб. ст.а по лингвистике, семиотике и поэтике пам. А.Н. Журинского. М., 1994.

6.     Лахман Р. Ценностные аспекты семиотики культуры / семиотики текста Юрия Лотмана // Лотмановский сборник. М., 1995. Т.1. С.192-213.

7.     Лотман М.Ю. Избранные статьи в трех томах. Таллинн, 1992-1993. Т.1-3.

8.     аЛотман М.Ю. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. С.17-245.

9.     Лотман М.Ю. Текст в тексте // Труды по знаковым системам. ХIV. (Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 567). Тарту, 1981. С.3-18.

10.  Лотман М.Ю.. Внутри мыслящих миров. Человек Ч текст Ч семиосфера Ч история. М., 1999.

11.  Лотман Ю.М. Возможна ли историческая наука и в чем ее функция в системе культуры ? // Лотман Ю.Ма Внутри мыслящих миров. Человек Ч текст Ч семиосфера Ч история. М., 1999. С.383-385.

12.  Лотман Ю.М. Проблема исторического факта //а Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек Ч текст Ч семиосфера Ч история. М., 1999.

13.  аЛотмановский сборник. М., 1995-1997. Ч.1-2.

14.  Моррис Ч. Из книги лЗначение и означивание╗ // Семиотика. М., 1998. Т.1.

15.  Моррис Ч. Основания теории знаков // Семиотика. М., 1998. Т.1.

16.  Проблемы знака и значения / Сб. ст. пода ред. И.С. Нарского. М., 1969.

17.  Тодоров Ц. Теории символа. М., 1999.

18.  Успенский Б.А. История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема) // Успенский Б.А. Избранные труды. М., 1996. Т.1.

 

 

12. Семинар. Теория лмест исторической памяти╗ П. Нора.

 

Страницы в задании даны по изданию:

Нора П., Озуф М., Пюимеж Ж., Винок М. Франция Ц память. СПб., 1999.

 

Вопросы:

  1. Каково, согласно Пьеру Нора, соотношение истории и памяти? (Нора П., etc. Франция Ц памятьЕ С.17-21).
  2. Что такое лместа памяти╗? (Нора П., etc. Франция Ц памятьЕ С.25-28, 39-50).
  3. Проанализируйте структуру французского проекта лмест памяти╗ (Нора П., etc. Франция Ц памятьЕ С.324-326). Почему, на Ваш взгляд, в него включены те или иные компоненты?
  4. Составьте проект лместа памяти России╗ или лместа памяти Петербурга╗, или любого другого объекта.
  5. Прочитайте очерк Жерара де Пюимежа лСолдат Шовен (Нора П., etc. Франция Ц памятьЕ С.186-224) или очерк Мишеля Винока лЖанна дТАрк (Нора П., etc. Франция Ц памятьЕ С.225-295). Покажите на примерах их текста, почему и как данные исторические персонажи стали лместами памяти╗?

 

13. Семинар. Теории наций и национализма в ХХ в.

Бенедикт Андерсон. Ганс Кон.

 

Страницы в задании даются по изданиям:

 

  1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001.
  2. Кон Х. Идея национализма // Ab Imperio: Теория и история национальностей и национализма в постсоветском пространстве. 2001. № 3. С.419-450.

 

Вопросы:

 

1.     Почему нации являются, лвоображаемыми сообществами╗ (по Андерсону) или листорическими и политическими концептами╗ (По Кону)? (Андерсон Б. Воображаемые сообществаЕ С.29-32; Кон Х. Идея национализмаЕС.428-431, 434-435, 439-441, 444).

  1. Каковы корни национализма? (Андерсон Б. Воображаемые сообществаЕС.33-36, 58-59, 158-159, 221-223; Кон Х. Идея национализмаЕ С.419-428).
  2. Каков инструментарий строительства наций? (Андерсон Б. Воображаемые сообществаЕ С.60-70, 133-136, выборочно С.180-203; Кон Х. Идея национализмаЕ С.437-438).

  14. Семинар: Как понять другого? На примере концепции Э. Саида.

 

Источник: Саид Э. Ориентализм: Западные концепции Востока. СПб., 2006.

 

Вопросы:

 

  1. Что такое ориентализм? (С.7-18, 24-25, 35-44).
  2. С помощью каких приемов и методов Запад идентифицирует Восток? (С.59-66, 71-77, 314-322)?
  3. Что такое имагинативная география Ц на примере ориентализма (С.86-100, 112-114)?
  4. Методы, с помощью которых ориентализм открывал Восток Западу? (С.342-348, послесловие, С.626-635).
  5. Образ лБелого человека╗ как колониальный стиль отношения Запада к Востоку (С.349-358, 367-388).
  6. Современное состояние ориентализма (С.438-465).

 

15. Семинар. Изобретение Восточной Европы? На примере концепции Лари Вульфа.

  Задание будет выставлено позднее.

 

16. Лекция. Просопография. Гендерные исследования.

алНовая демографическая наука╗.

 

Вопросы:

1.    Новая демографическая история.

2.    Просопография.

3.     Гендерная история.

 

Литература:

 

  1. Бессмертный Ю.Л. Историко-демографические процессы в Западной Европе ХVI-ХVIII вв. в современной науке // Историческая демография: проблемы, суждения, задачи. М., 1989.
  2. Бессмертный Ю.Л. Новая демографическая история // Одиссей. 1994. М., 1994.
  3. Бок Г. История женщин, история полов // THESIS. 1994. N 6.
  4. Будде Г. Ф. Пол истории // Пол, гендер, культура / Под ред. Э. Шоре и К. Хайдер. М., 1999. С. 131-155.
  5. Гендерные истории Восточной Европы: Сборник научных статей. М., 2002.
  6. Муравьева М. Г. Гендерная история в российском вузе: нужна ли она? // Гендерная история: pro et contra. СПб., 2000. С. 3-20.
  7. Пушкарева Н. Л. Гендерный подход в исторических исследованиях // Вопросы истории. 1998. N 6.
  8. Пушкарева Н.Л.. Гендерная проблематика в исторических науках // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков, 2001; СПб., 2001. С. 277-311.
  9. Репина Л.П. лЖенская история╗: Проблемы теории и метода // Средние века. М., 1994. Вып.57.
  10. Репина Л.П. История женщин и гендерные исследования: От социальной к социокультурной истории // С.153-223.
  11. аРоджерс Х. От истории женщин к истории гендера // Новейшие подходы к изучению истории в современной зарубежной историографии. Ярославль, 1997. С. 289-299.
  12. аСкотт Дж. Гендер: полезная категория исторического анализа // Гендерные исследования, N 5 (2/2000): Харьковский центр гендерных исследований. С. 142-170.
  13. Филюшкин А.И. Методологические инновации в современной российской науке (вместо предисловия) // Actio Nova 2000: Сборник научных статей. М., 2000. С.20-21.
  14. аШаберт И. Гендер как категория новой исторической методологи // Пол, гендер, культура / Под ред. Э. Шоре и К. Хайдер. М., 1999. С. 109-130.

Сайты:

http://www.owl.ru/library/

http://www.owl.ru/gender/022.htm

http://www.vvsu.ru/gender/bblg/19.html

http://viscult.by.com/uploads/kharkov_history.doc

http://www.gender-cent.ryazan.ru:8101/school/chikalova.htm

Hosted by uCoz